Анапа — Крым

В октябре выдался и нас с женой отпуск. После недолгих раздумий было решено отправиться на Наш юг. Долго выбирали в каком режиме ехать. Путешествие на машине было отметено сразу же, хотелось отдохнуть от руля после Московских пробок. Случайно жена наткнулась на рекламу в интернете – “Крымская кругосветка”. Пять дней на туристическом автобусе с гидом и осмотр основных достопримечательностей всего побережья Крыма. Это оказалось то что нужно. Сразу был рожден маршрут поездки. На поезде до Анапы (последний авиа перелет на отечественном самолете склонил чашу весов в сторону поезда) и пару дней там, дальше на пароме в Крым и после экскурсии обратно в Анапу доже дня на 2. Сразу была куплена путевка “Крымская кругосветка” и ж/д билеты.
У поезда на Казанском вокзале удивил контингент отьезжающих в Анапу – 90% пенсионеры. Как потом оказалось, подавляющее большинство из них получили бесплатные путевки от Сабеса. Порадовало купе – даже телевизоры начали ставить, правда показывает не очень. Почти одновременно с нами стартовал двухэтажный поезд в Адлер, но как нам сказала соседка по купе, в нем очень низкие потолки и на второй полке крайне не удобно. Тем кто собирается ехать совет – берите поезд одноэтажный ! Удивили нас цены в вагоне ресторане. Супы рублей от 400. На тысячу мы только червячка заморили. Конечно народу там конечно не было.
По приезду в город-курорт были атакованы таксистами. Видимо в низкий сезон работы у них совсем мало. Думал насильно в машину посадят. Хотя рядом с вокзалом автобусная остановка и до центра Анапы минут 10-15.
Нами был забронирован на удивление дешевый гостевой дом, как в последствии выяснилось ничем не отличающийся от гостиницы — всего за 750 рублей, и как оказалось в последствии она была одной из лучших на всем нашем пути. От автобусной остановки менее 10 минут пешком.

vianotransfer-krim-2

Хочется остановиться на багаже. Чаще всего наш отдых проходит в режиме путешествия и крайне неудобно таскаться с чемоданом, особенно если приходится двигаться достаточно долго пешком. Сейчас появились рюкзаки 1 в 3, то есть рюкзак совмещает в себе и чемодан на колесиках, и сумку и соответственно рюкзак. Теперь в поездки берем только его. Он стоит дороже чемодана, но очень удобен и для нас незаменим. Очень рекомендую. В магазинах я его не видел, но в интернете если поискать то можно найти.
С погодой мы промахнулись. Не успели всего на 2 дня. Было всего градусов 12 и сильный ветер. Жена даже шапку надевала. Наша 80-и летняя попутчица на обратном пути купалась за два дня до нашего приезда. Конечно больше двух дней в Анапе в не сезон делать нечего. На пляже невидно не одного купающегося человека. Думал сходить окунуться, но глядя на волны передумал.

Очень понравилась Анапская набережная, в хорошую погоду гулять по ней одно удовольствие. Интересный музей мы нашли на набережной — Гогриппия. Руины античного города и музей с найденными реликвиями. Интересно посетить с гидом. К сожалению была только группа школьников младших классов и гид рассказывал для них.

На следующий день были куплены билеты на автобус Анапа – Симферополь с включенным паромом. Вообще в такую ветряную погоду покупать билет на паром сродни игре в Русскую Рулетку. Может повезет а может и нет. Нам повезло — паром работал и закрылся на следующий день после того как мы на нем проехали.
ОТ Анапы до Порта Кавказ около ста и на автобусе ехать около двух часов. Для тех кто поедет летом по такому маршруту на автобусе, хочу поделиться информацией, автобус идет в отдельной очереди и проходит гораздо быстрее чем очередь из легковушек. Особенно это актуально для июля и августа, в самый напряженный трафик.

Паром приятно удивил. На втором этаже огромный зал. В зале большие диваны, кафе и телевизор. Приятно плыть по морю сидя на диване со стаканчиком кофе и смотря в огромные окна. Поездка длится 40 минут и где то полчаса загружаются машины.

Наш план был таков: приехать в Симферополь и на следующий день встретиться с группой и начать экскурсию. В получасе езды от Феодосии нам в голову пришла мысля. Первая экскурсия будет в Феодосии, так зачем нам ехать в Симферополь, в котором делать абсолютно нечего, лучше остановиться в Феодосии и завтра встретиться с группой( от Феодосии до Симферополя ехать около 3-х часов). Быстро заказали на букинге первую попавшуюся гостиницу и пока заказывали автобус подьехал к феодосийскому автовокзалу, где мы благополучно сошли.

Гостевой дом нашли сразу, назывался он Мари Мар. Небольшая гостиница номеров на 20. Во дворе большая беседка c мангалом. Думаю летом неплохой вариант. До моря идти минут 10. Рядом кафе. Мы забронировали номер за 700 рублей, но оказалось что удобства в коридоре. Заплатив немного побольше, мы вьехали в нормальный номер. Надо сказать что как мне показалось, в том месте где мы были процентов 70 домов переделаны под мини гостиницы.

Конечно Феодосия курортный город, и если в Анапе какие то отдыхающие все же были, то здесь в отдыхающие отсутствовали как класс. От гостиницы до центра минут 10-15 на автобусе, а на автовокзале постоянно стоят такси минивэн. После прогулки по феодосийской набережной и посещения кафе около мы направились к нашему месту пребывания отходить от утомительной дороги.

Наконец на следующий день мы встретились с группой и начали наш экскурсионный тур. Начали экскурсию с осмотра могилы Айвазовского и армянской церкви святого Саркиса. После этого мы поехали в район набережной в музей Айвазовского, быть в этом месте и не посетить его музей грешно. Мы ожидали увидеть большой туристический автобус, но в связи с малочисленностью группы (всего 8 человек) туристическая фирма заказала микроавтобус Мерседес Спринтер.

Из Феодосии наша группа выдвинулась в отель. От Феодосии до Судака вроде расстояние около 40 километров, но ехали по серпантину гор, и время в пути получилось больше часа. Несмотря на усталость ехать по горной дороге с изумительной природой не надоедало. Разместили нас в новом отеле Дива. Для желающих отдыхать летом в Судаке смело его рекомендую. Номеров гостиниц таких огромных размеров я не припоминаю. Для тех кому тяжело подняться на последний пятый этаж есть лифты, редкость для новых Крымских отелей. Самое главное что до моря буквально 2 минуты. Есть еще прелесть в этом месте. Скалы создают подобие бухты и море всегда спокойное. Утром выглянул в окно и удивился от количества кораблей. Оказалось что они пережидают шторм. Действительно, в другой стороне судака море было таким, как на картине Айвазовского 9 вал, гид сказала что такие волны здесь редкость.

Следующий день начался с поездки в противоположную часть Судака, в Новый Свет, на тропу Галицина. С одной стороны тропы отвесные скалы, а с другой море. В нашем случае оно было бушующим. Думал такие волны бывают только на океане. Брызги от волн попадали на высоту более 5 метров. На обратном пути то место в котором была небольшая лужица затопило. Всем пришлось разуваться. К сожалению всю тропу нам пройти не удалось, так как низкие участки были затоплены основательно и туда доставали волны, есть повод сюда вернуться. Очень красивое место.

Недалеко от Нового Света находится Генуэзская крепость, туда мы и направились. Экскурсия длилась около часа, это гораздо интереснее чем просто гулять по крепости. Сверху открываются волшебные виды на Судак.
Если Вам придется побывать в этих местах, то удобнее всего перемещаться по Достопримечательностям Судака на такси или заказать такси минивэн для большой компании. Расстояния здесь не большие и думаю что трансферы будут не дорогими.

Из Генуэзской крепости мы поехали в Коктебель, этот поселок находится примерно в 30 километрах от Судака. Вообще эта часть экскурсии больше актуальна летом, так как включает в себя только посещение набережной и пляжа. Рядом с набережной находится музей художника и философа Волошина. По обилию торговых палаток и кафе на набережной Коктебеля, видно что летом жизнь здесь кипит, но сейчас только одинокие туристы как мы прогуливаются по набережной. Мы обратили внимание что в Коктебеле, так же как и во всех курортных городках идет бурное строительство небольших частных гостиниц.

На утро следующего дня первым пунктом нашего путешествия был Гурзуф. Наш микроавтобус Мерседес ехал довольно долго, несмотря на то что расстояние всего около 100 километров. Почти вся дорога проходит по горному серпантину и скорость не высокая. Местные здесь не ездят, так как есть равнинная дорога примерно с такой длины. Очень опасно здесь в горах ездить в сильные дожди. С гор стекает грязь, и дорога становится очень скользкая, бывают случаи когда машины начинают скользить на такой дороге и не справляются с управлением, к сожалению иногда оканчивается это очень плохо. Надо сказать что во время переездов наша гид постоянно рассказывала о тех местах по которым мы проезжали или будем заезжать, у нее удивительная эрудиция и ехать было совсем не скучно.

По дороге заехали на Храм Маяк Николоя Чудотворца, там же находится памятник “погибшим на водах”. Здесь же находится мемориал посвященный подводной лодке “Курск”. С площадки храма открывается великолепный вид на море.
В Гурзуфе остановка так же как в Коктебеле актуальная для лета, на набережную и пляж. Правда рядом с набережной здесь есть небольшой но интересный музей Чехова, сделанный из его дачи. В музее много фотографий из его личного архива, и рассматривая их погружаешься в ту эпоху.

Набережная Гурзуфа довольно симпатична, и жалко что купаться нельзя. Когда мы выезжали из Москвы, в интернете было написано что температура воды в Крыму 19 градусов. Наверное из за шторма вода сильно охладилась. В Судаке я решил окунуться, но проплыв метров 5 вернулся обратно – очень холодно, наверное по этому купающихся больше не было.

Недалеко от Гурзуфа находится Алушта, в нее мы и направились. Первая экскурсия в Алуште – Никитский Ботанический сад. Занимает он огромную территорию. Работники сада больше часа нам рассказывали о деревьях и цветочках растущих здесь, это гораздо интереснее чем просто по нему бродить. Для тех кто хочет пожить среди такой бурной растительности, недалеко от Ботанического сада находится дом отдыха Айвазовское. Туда тоже водят экскурсии, и он более ухожен. Из этого дома отдыха удобно добираться до всех Ялтинских достопримечательностей, можно доехать минут за 30 до центра Ялты на рейсовом автобусе или заказать такси минивэн. Мы там были два раза, и я могу сказать без преувеличения, что это один из лучших домов отдыха не только Крыма но и побережья Краснодарского края. Вы живете на 17 гектарах с уникальными деревьями и цветами, и каждый день многочисленный работники ухаживают за этим великолепием. К сожалению в высокий сезон там дорого – номер на двоих около 9000 рублей. При выходе из сада находится дегустационный зал Крымских вин.

Надо сказать что в районе Алушты и Ялты больше всего замков и дворцов. Мы направились в Массандровский дворец. Он был построен для императора Александра 3. Как и везде такие памятники архитектуры лучше посещать с экскурсоводом. Интересно что часть парка отделена забором, и как нам сказал гид там территория для чиновников высшего ранга (разумеется нашего времени).

Вечером нас привезли в санаторий Ай-Петри. Это огромные корпуса еще глубокой советской постройки наверное 1000-1500 номеров. Такое чувство что мы попали обратно в Советский Союз. В столовой из радиоцентра постоянно обновляла информацию оператор-бабушка, даже музыка играла советских времен. Вся атмосфера навевала воспоминания о СССР. Не могу сказать что санаторий плохой, хотя конечно время его коснулось. Удивило количество отдыхающих, учитывая что народу в курортных городах в которых мы были совсем мало. Даже в огромной столовой с трудом нашли место что бы сесть. Санаторий находится на берегу, но моря мы так и не увидели, так как приезжали поздно.
Предпоследний день был посвящен осмотру самого известного на Крымском побережье дворцу – Воронцовскому. Дворец действительно впечатляет. Если вы будите в Ялте Воронцовский дворец обязателен к посещению ! При осмотре дворца больше всего нас с женой впечатлил замний сад. При высоте потолка в 6 метров там спокойно росли огромные елки. Рядом с дворцом большой красивый парк по которому интересно погулять, и с него открываются восхитительные виды на море.

После Воронцовсого дворца наша группа поехала к самому романтическому месту Крыма – Ласточкину гнезду. Удивляет как можно на краю обрыва построить такой дворец. На Ласточкино гнездо с дороги можно долго смотреть – открывается необыкновенный вид с высоты на море. На смотровой площадке которая примыкает к дороге много магазинов, кафе и ресторанов. К самому дворцу довольно длинный спуск по лестнице, но что бы поближе увидеть такую красоту мы все таки решили спуститься. С нами пошла бабушка из нашей группы которой было 80 лет, и она мужественно преодолела подьем и спуск.

После возращения на верх пошли в один из ресторанов с видом на Ласточкино гнездо. В цену нашей поездки входили только завтраки и ужины, а обедали мы сами. В среднем получалось 700 – 900 рублей на двоих за полный обед без спиртного. Надо сказать что везде где мы были, еда была вкусной. В основном мы обедали в заведениях с надписью “Столовая”, но на столовую совсем непохожих, скорее это место можно назвать Кафе.
Ближе к вечеру мы на час заехали на набережную Ялты. Конечно она сильно отличается от набережных других городов Крыма. Ялтинская набережная чем то напоминает набережные небольших европейски курортных городков. Несмотря на то что курортный сезон давно прошел, народу было достаточно много, но как сказала наш гид, “сейчас почти пусто”. Представляю что здесь творится в сезон. Вообще Ялта считается круглогодичным курортом Крыма, конечно количество туристов не сравнимо с летним сезоном, но все равно люди есть. Наверное этим обьясняется большое для конца октября количество отдыхающих в санатории Ай-Петри.

Последний день нашего турне по Крымскому побережью был посвящен Севастополю. Из Ялты мы часа за полтора, на нашем микроавтобусе Мерседес, доехали до Севастополя, и минут 40 наш гид рассказывала о городе. Надо сказать что Севастополь оказался довольно большим городом. У нас с женой сложилось впечатление что он менее курортный чем те города в которых мы побывали. Наверное так и должно быть, все таки жизнь города привязана к порту. Недалеко от набережной видели свадьбу, жених был в белой парадной морской форме. Оказывается здесь традиция, моряки на свадьбу надевают парадную форму. Жена пожалела что я не моряк, хотя бы на время свадьбы.
Первой экскурсией в городе был Херсонес. Меня почему то не зацепило, а жене понравилось. Каждому свое. Херсонес – это развалины античного города, жизнь в котором поддерживалась до 14 века. Довольно большое по размерам место. Что удивило меня здесь – так это море, оно было самым прозрачным из всего увиденного в Крыму.

Дальше нас ждала экскурсия по заливу на небольшой лодочке. Бабушка – экскурсовод рассказывала о достопримечательностях этого места, главная из них – это конечно корабли. Скажу честно что впечатления они на меня произвели удручающее. Очень много ржавчины, видно что пожили они долгую жизнь. Надеюсь что что боевой ударный кулак нашего флота стоит в другом секретном месте недоступном для туристов. Нам показали корабль на котором снимался знаменитый фильм советского времени “Пираты 20 века”. Правда я не понял на ходу он или нет. Много кораблей оставшихся от Украины. Поездка очень понравилась, бабуля рассказывала практически о каждом корабле, а их было не мало. Жалко что не побывали в Балаклаве – базе подводных лодок. Но ничего, будет повод еще приехать.

На этом наше путешествие по Крыму закончилось. Наш микроавтобус повез группу в аэропорт Симферополя. Так получилось что улетала только самый старый участник нашей группы, остальные остались – одни в Севастополе, другие в Ялте, третьи в Симферополе, а мы двинулись обратно в Анапу.
В Симферополе мы забронировали гостиницу недалеко от автовокзала. По прибытию в город, попрощавшись с нашим замечательным гидом и оставшимися членами нашей группы, мы сразу двинулись на автовокзал за билетами в Анапу. За билетами стояла большая очередь, но 99% были местными. Что тут будет летом, когда толпы отдыхающих перемещаются по всему Черному морю и по всем его городам, даже страшно представить. Летом билеты покупать нужно обязательно заранее.
Ставшие счастливыми обладателями билетов в Анапу мы пошли к гостинице. Сумка рюкзак в процессе путешествия становилась все тяжелее и тяжелее, а идти было как минимум минут 20-30. Конечно можно было взять такси, но из за их назойливости садиться к ним было противно. Заранее созвонились с администратором гостиницы и подтвердили бронь. Прибыв на место надписи “Гостиница” или “Отель” мы не обнаружили. Было понятно что это маленькая частная гостиница в доме, но не на столько же. Вышел человек из нужного нам подьезда и сказал что не знает где здесь гостиница. Приближается ночь, темно. Захожу в магазин находящийся в доме, говорят где то здесь. Опять звоню на ресепшен, сказали что сейчас спустятся. Выходит тетя и зовет нас. Лифт работает только от чипа которым открывается подьезд, учитывая что это обычный старый 7-и этажный дом. На шестом этаже дверь как от обычной квартиры, и за ней несколько номеров и общая кухня. Вот такая секретная гостиница, хотя бронировали ее на букинге. Совсем небольшой номер с туалетом – самый раз перебиться на ночь. К стати дам один бесплатный совет. Если вы едите в Крым и бронируете дом отдыха или санаторий, то с большой долей вероятности прилетите или приедете в Симферополь во второй половине дня. Пока доберетесь до своего санатория будет поздний вечер и день отдыха потерян. Как вариант переночевать в Симферополе и с утра поехать к своему месту назначения, как раз часов в 12 дня к заселению приедете.
На утро приехав на автовокзал, оказывается что автобусы отправляются в Анапу не с вокзала около железнодорожной станции, а с другого, на который от станции ехать минут 20, хорошо что у нас было время. Благополучно добравшись до автовокзала, мы уселись в старенький но добротный Мерседес, в отличии от развалины которая привезла нас в Феодосию. Вся дорога вместе с паромом занимает часов 8. На одной из остановок сотрудники автостанции сказали что штормовое предупреждение и паром может быть остановлен на 3 дня. Мы в шоке – не успеваем на поезд. По подьезду к порту в Керчи видим спокойное море и надеемся о скорейшем его пересечении. Слава богу паром ходит ! Шторм начался когда мы уже приехали в Москву.

Подводя последнюю черту повествования хочется сказать о наших ощущениях поездки. Конечно поездка со множеством переездов – это на любителя. Но для нас вся прелесть в этом и заключается – это настоящее путешествие. Крым конечно по сервису не дотягивает до знаменитых курортов Турции и Египта, но в нем есть своя изюминка при которой отдых здесь не менее интересен. Здесь есть отдых на любой кошелек. Даже в сезон можно найти не очень дорогие частные отели. В тоже время в Крыму есть и соответствующие мировым стандартам, достаточно дорогие отели, например Сбербанковский Mriya Resort Yalta в Семеизе признанный лучшим курортным отелем в Европе. Цены в нем в сезон начинаются от 15000-20000 за номер с сутки. Будучи в Крыму не в первый раз мы уверены что приедем сюда еще не один раз !